Положение об использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»

2

 «МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований
при
реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Методические рекомендации», утвержденные главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР 2.4.0330-23);
 письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об исполнении
протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для педагогических работников
образовательных организаций общего образования, образовательных организаций
среднего
профессионального
образования,
образовательных
организаций
дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения
при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями)»);
 письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении
методических рекомендаций»;
 письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О направлении
информации»;
 Пользовательское соглашение ИКОП «Сферум». URL: https://sferum.ru (дата обращения:
18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в
него изменения и дополнения, с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей,
вводится в действие приказом директора.
2. Организация работы участников
образовательных отношений в ИКОП «Сферум»
2.1.
Образовательная организация при осуществлении образовательной
длительности использует возможности образовательной платформы, интегрированной с
автоматизированной информационной системой «Электронная Пермская Образовательная
Система» (далее – АИС «ЭПОС»). О принятом решении образовательная организация
доводит до сведения участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего
учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте
образовательной организации в сети «Интернет», а также размещает приказ директора о
назначении ответственных лиц за поддержку применяемых технологий.
2.2.
Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного процесса
программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение обязанностей среди
работников учреждения в части переноса ранее созданных чатов с педагогами, учащимися
и родителями из иностранных мессенджеров в ВК Мессенджер, организации
подключений пользователей к новым чатам, информирования о возможностях
образовательной платформы осуществляется администрацией учреждения в ходе
разработки локальных актов организации и документации, регулирующей трудовую
функцию специалиста.
2.3.
Административно – управленческий персонал образовательной организации
координирует образовательные процессы:
 издает локальные акты и организационно – распорядительные документы, регулирующие
вопросы использования коммуникационной платформы;
 назначает администратора платформы из числа педагогических работников
образовательной организации;
 присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению в созданный
класс «Учительская» в пользовательской роли «учитель» либо обеспечивает
присоединение к образовательной организации посредствам связывания учебного
профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
 формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный материал для
размещения администратором образовательной платформы публикаций в каналах и чатах

3






















образовательной организации («Общешкольный канал», канал «Администрация» и др.)
для эффективной организации управленческих процессов;
обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение рабочих встреч и
совещаний в онлайн или гибридном формате посредством создания видео-конференцсвязи) с участниками образовательных отношений для решения управленческих задач в
чатах, созданных в учебном профиле в VK-мессенджера;
осуществляет контроль по использованию учебного профиля в VK-мессенджере
участниками образовательных отношений, в том числе, для проведения дистанционных
мероприятий и учебных занятий;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период проведения
дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные сведения администрации
образовательной организации;
обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими средствами
обучения, развитие материально-технической базы, необходимой для использования
возможностей ИКОП «Сферум» (доступ к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», средствам вычислительной техники, программному обеспечению и
презентационному оборудованию и др.);
организует методическое сопровождение педагогов при организации дистанционного
обучения;
и др.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для регистрации
участников образовательного процесса, осуществляет поддержку применяемых
технологий посредством выполнения следующего комплекса задач:
организует регистрацию образовательной организации на образовательной платформе
посредством подачи заявки на адрес info@sferum.ru с приложением приказа о назначении
администратора с указанием своих контактных данных;
назначает
дополнительных
администраторов
ИКОП
«Сферум»
из
числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после регистрации личного
кабинета образовательной организации;
вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной организации в личном
кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;
осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП «Сферум», со службой
технической поддержи по вопросам использования функционала образовательной
платформы;
связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП «Сферум»;
осуществляет проверку наличия автоматически созданных классных и родительских
чатов, учительской;
при необходимости создает структуру образовательной организации, компонентом
которой является класс (группа), в соответствии с утвержденной номенклатурой;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками образовательных
отношений для организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная
деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
при необходимости создает и направляет педагогическим работникам, родителям и
обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в соответствующий чат в
соответствующей пользовательской роли на платформу;
при необходимости прикрепляет педагогических работников, выполняющих должностные
обязанности классных руководителей, по учебным классам/группам в соответствии с
утвержденным руководителем образовательной организации распределением классного
руководства;

4

 редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и педагогических
работников образовательной организации;
 аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к образовательной
организации с целью обеспечения информационной безопасности участников
образовательных отношений;
 публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности учреждения в общем
канале образовательной организации по запросу администрации образовательной
организации и педагогических работников;
 планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые образовательной
организацией;
 оказывает помощь и поддержку участникам образовательных отношений по
эффективному использованию функционала учебного профиля VK-мессенджер;
 доводит до сведения администрации образовательной организации статистические данные
по использованию платформы в образовательной организации;
 и др.
2.5. Классный руководитель обеспечивает взаимодействие между образовательной
организацией, обучающимся и их родителями (законными представителями) по вопросам
использования функциональных возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для
решения учебных и вне учебных задач в классе/группе:
 присоединяется к образовательной организации по ссылке-приглашению в созданный
класс «Учительская» в пользовательской роли «учитель» либо обеспечивает
присоединение к образовательной организации посредствам связывания учебного
профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
 осуществляет информирование об использовании в деятельности образовательной
организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о необходимых действиях со стороны
родителей и обучающихся для использования образовательной платформы на
родительских собраниях и классных часах;
 обговаривает правила поведения пользователей в сообществах и мерах ответственности за
нарушение действующего законодательства на уроках посвященных теме
информационной безопасности, классных часах;
 принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию возможностей ИКОП
«Сферум» в образовательном процессе;
 организует присоединение обучающихся и родителей (законных представителей) к
автоматически созданным классных и родительским чатам;
 при необходимости создает дополнительные чаты с участниками образовательных
отношений для коммуникационного взаимодействия с целью решения определенных
образовательных задач;
 поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками образовательных
отношений с использованием функционала учебного профиля в VK-мессенджере,
включая возможности организации и проведения мероприятий в дистанционном формате;
 проводит родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в случае если
провести встречу с личным присутствием невозможно;
 при необходимости создает произвольные чаты с участниками образовательных
отношений для организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная
деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
 несёт ответственность за модерацию и блокировку контента, размещённого на странице
подконтрольного ему канала/чата, принимает меры по удалению соответствующих
материалов со страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или нарушает права и
законные интересы третьих лиц;
 и др.

5



















2.6.
Педагогический работник (учитель-предметник, педагог дополнительного
образования), ведущий учебные дисциплины, координирует процессы по использованию
функциональных возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для решения
образовательных задач:
создает учебный профиль на образовательной платформе, связывает свою учетную запись
в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП «Сферум»;
создает учебные чаты по предмету на стороне АИС «ЭПОС» с обучающимися, организует
присоединение учащихся к чатам;
принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию возможностей ИКОП
«Сферум» в образовательном процессе;
планирует онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с обучающимися,
публикует запланированный звонок в расписании электронного журнала и дневника АИС
«ЭПОС»;
проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования VK-мессенджера в
соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями и рекомендациями по
реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
осуществляет общение в групповых/индивидуальных чатах между педагогами,
учащимися и родителями;
осуществляет отправку и хранение учебных материалов;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период проведения
дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные сведения администрации
образовательной организации;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками образовательных
отношений для организация внеучебной деятельности обучающихся (проектная
деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
осуществляет онлайн-звонки обучающимся в созданных чатах по предмету согласно
утвержденному расписанию занятий в период проведения дистанционных занятий;
поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками образовательных
отношений с использованием функционала цифрового сервиса, включая возможности
организации и проведения уроков, занятий с применением дистанционных
образовательных технологий;
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента, размещённого на странице
подконтрольного ему канала/чата, принимает меры по удалению соответствующих
материалов со страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или нарушает права и
законные интересы третьих лиц;
и др.

3. Организация уроков с применением
дистанционных образовательных технологий
3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса образовательная
организация в соответствие с приказом директора может организовать дистанционное
обучение по образовательным программам в следующих случаях:
 неблагоприятные погодные условия;
 неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
 решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное управление в сфере образования.
3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года проводится
организационная работа с участниками образовательного процесса по использованию и

6

изучению возможностей ИКОП «Сферум». Образовательная организация осуществляет
информирование о возможности реализации образовательной программы с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об
организационных и технических требованиях для проведения дистанционных занятий на
родительских собраниях, классных часах, в ходе личных встреч и звонков с родителями и
обучающимися, а также посредством размещения сведений на официальном сайте
образовательной организации, в чатах ВК Мессенджера с родителями (законными
представителями) и обучающимися, в общешкольном канале образовательной
платформы.
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае соблюдения
организационных и технических требований для проведения дистанционного урока:
 созданы учебные чаты на образовательной платформе;
 присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и обучающиеся (привязка
аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля ИКОП «Сферум» либо присоединение к
учебным чатам по ссылке), в каждом учебном чате назначен администратор из числа
педагогов-предметников;
 наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения (компьютер, ноутбук,
планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки, микрофон, камера, Интернет-соединение);
 успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к видеозвонку в
созданных чатах по предмету образовательной платформы, проведена проверка
работоспособности планируемого к использованию оборудования.
Использование мобильных телефонов обучающимися для участия в
дистанционном уроке не допускается.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП «Сферум»
образовательная организация корректирует расписание занятий и продолжительность
уроков в соответствие с нормативами, утвержденными СанПиН 1.2.3685-21, график
проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, а также
информирует о данных изменениях родителей (законных представителей) и
обучающихся.
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических работников в
ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика для глаз, упражнения для
снятия напряжения с мышц тела и повышения активности центральной нервной системы в
соответствие с методическими рекомендациями по обеспечению санитарноэпидемиологических требований МР 2.4.0330-23, а также может увеличиваться
продолжительность времени отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий образовательная организация
вносит соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в
части форм обучения (онлайн-лекция, онлайн-консультация и др.), технических средств
обучения.
3.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) и
обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий посредством
использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия возможности обеспечить
обучающегося техническими средствами обучения для проведения дистанционного урока
с использованием образовательной платформы администрацией образовательной
организации может быть предложено:
 просмотр записей уроков для самостоятельного изучения тем занятий, в случае если
педагогами-предметниками производилась запись, сдача выполненных заданий по итогам
изучения темы посредством прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не позднее 2ух дней со
дня проведения занятия;
 самостоятельное изучение обучающимся тем урока с использованием иных
государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа», АИС «ЭПОС») и

7

электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию согласно Приказу
Минпросвещения России № 738;
 самостоятельное обучение учащегося без применения электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий с использованием традиционных форм
обучения.
4.
Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1. Участники образовательных отношений, использующие функциональные
возможности учебного профиля в VK-мессенджере вправе:
 получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной основе пользоваться её
возможностями;
 удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу технической поддержки
info@sferum.ru;
 обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также в службу
технической поддержки по адресу электронной почты info@sferum.ru при возникновении
проблем с регистрацией и использованием возможностей образовательной платформы;
 знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим вопросы
использования образовательной платформы, а также с информационными ресурсам и
инструкциям, размещенным на сайте prof-sferum.ru, info@sferum.ru;
 посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются методические вопросы по
применению функционала цифрового сервиса;
 пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским соглашением ИКОП
«Сферум».
4.2. Участники образовательных отношений, использующие функциональные
возможности учебного профиля в VK-мессенджере обязаны:
 исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации учебного профиля в
ИКОП «Сферум»;
 информировать администратора образовательной организации, а также оператора ИКОП
«Сферум» о несанкционированном доступе к аккаунту образовательной платформы;
 не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;
 выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование ненормированной
лексики и оскорблений других участников образовательного процесса;
 не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут нарушить права и интересы
других лиц, соблюдать действующее российское и международное законодательство;
 осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных других лиц;
 соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его подписания и
утверждения.
5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом
образовательной организации и иными локальными нормативными актами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».